Вы здесь

Начало - сенсомоторный интеллект.

Сразу после рождения на первом этапе жизни основная учебная задача ребенка - это управление и координация своих органов чувств и движений собственного тела. Как только ребенок начинает двигаться, в его мозгу формируется внутренняя карта движений, которая позволяет ему ориентироваться, взаимодействовать с окружающим миром и самообучаться. Эта внутренняя карта движений называется сенсомоторным интеллектом. 
 
Развитие сенсомоторного интеллекта начинается с первичных рефлексов и базовых движений, которые универсальны для всех детей, и на основе которых уже осваиваются уже более сложные движения. В первые два года ребенок осваивает миллиарды возможных сочетаний положений и движения рук, глаз,  плечей и т.д., которые формируют его внутреннюю карту движений. Ребенок посвящает этому процессу все свое время, если только его не останавливает болезнь, травма, плохое питание, эмоциональный стресс или физическая изоляция. 
 
Степень точности физических опорных ориентиров в этой карте движения приводит к поддержке или затруднению поддержания устойчивости и ориентации ребенка в пространстве.  Эта внутренняя карта является основой на которой строится вся ежедневная активность ребенка, включающая не только ориентацию в пространстве, но и свободу движения,  двигательные навыки, речевые способности. Ранние игры и свободные движения позволяют развить навыки детализации внутренней карты движений и формируют сенсомоторный интеллект. Без четких опорных ориентиров на карте, какая-то часть внимания ребенка всегда занята поиском ориентиров и не свободна для обучения. Качественное формирование сенсомоторного интеллекта крайне важно, так как на его основе строятся все прочие интеллектуальные способности человека. 
 
Так как временной промежуток формирования сенсомоторного интеллекта достаточно мал, то существует вероятность его недостаточно полного и сбалансированного формирования. Одна из задач, на которые направлены упражнения гимнастики мозга - это восполнение навыков равновесия, движения или сенсомоторной координации.
 
 
Сенсомоторные маячки при выполнении упражнений
 
Занимаясь гимнастикой мозга человек осваивает различные способы движения в трех различных направлениях. Кроме этого, движения способствуют развитию сенсомоторного осознания. В практике упражений вы можете использовать следующие маячки-подсказки на которые нужно обратить внимание.
 
Действия в срединной зоне
- Стойте прямо, поставьте ноги на ширине плеч, перенесите вес на пятки, внешние кромки ступней должны быть параллельны (пальцы ног при этом будут слегка направлены в одну точку).
- Осознайте свой центр тяжести/баланса (положите для этого руки на свой пупок). Во время выполнения симметричных движений обратите внимание как одна часть тела балансирует другую сторону тела или как движения головы связаны с движением копчика. Присулшайтесь к ощущениям в теле в момент балансирования на грани равновесия.
- Пошевелите слегка своим плечем и противополжным ему бедром одновременно и попеременно, почувствуйте как они связаны.
- Дышите с помощью живота во время движений, сопровождайте вдохом движения, идущие вверх и выдохом движения, идущие вниз или напряжения тела.
 
Стабилизация и равновесие
- В положении сидя расправьте и опустите плечи, руки поверните ладонями вверх
- Сохраняйте определенную часть внимания на грудине (не выпячивая ребра) как на точке отчета во время любых направленных действий (а также во время работы с инструментами, например, в процессе письма. В эти моменты также можно использовать Кнопки мозга как напоминание).
- Поэкспериментируйте с ощущением "остановки времени" в течение 1 или более минут используя замедленное движение, чтобы осознать положение тела в пространстве, переведя внимание на ощущение собственного веса и силы тяжести.
- Старайтесь во время выполнения упражнений стоять босиком на полу с покрытием из мягкого натурального материала (ковре, деревнном полу или на траве) или  носите удобную мягкую обувь
 
Устойчивое произвольное внимание
- Начинайте каждое упражение вытягиваясь вверх, с ощущением как будто вы подвешены на ниточках. Понятитесь, выпрямите спину, расправьте плечи, опустите ребра, затылок чуть-чуть вверх, а подбородок немного к груди.
- Постарайтесь в каждом движении задействовать и ощутить все мышцы своего тела как единое целое, при этом свободно перенося внимание в любую требуемую точку на теле
-  В положении стоя представьте две вертикальные линии справа и слева от своего тела, которые касаются и соединяют ваше ухо, плечо, бедро, келенку  и внешнюю сторону лодыжки. В положении сидя сохраняйте прямое положение тела, ноги стоят ровно на полу
Brain Gym: Teacher's Edition. Paul E Dennison and Gail E.Dennison. 2010

Теги: 

Поделиться: