Вы здесь

Успешные сенсорные стратегии в классной комнате

"Целенаправленно создавайте радостную обстановку в школе: счастливый ребенок лучше обучается и больше старается. Посмотрите, как ребенок занимается и участвует во всех областях: музыка, физкультура, обед, перемены. Каким он приезжает на автобусе или на автомобиле к началу занятий, и уезжает обратно из школы в конце дня? Есть ли сложности с другими переходами? Что можно задействовать, чтобы поддержать ребенка в сложных академических и социальных ситуациях?"

Lucy Jane Miller, PhD, OTR and Britt Collins, MS, OTR


Многие родители и учителя обеспокоены тем, как дети с сенсорными проблемами смогут существовать в школе и какое влияние их сенсорные проблемы окажут на процесс обучения. В беспокойной суетливой обстановке классной комнаты сенсорно-чувствительные дети могут ускользать из вида.

Мы приветствуем усилия тех учителей, которые упорно пытаются создавать целесообразную и регулирующую среду для наших детей. Школьные учителя, сочувствующие детям, у которых есть сенсорные проблемы, могут помочь им добиться успеха – и увеличить радость пребывания в школе для учителей и детей. 
Ниже мы рассматриваем подтипы нарушений процессов обработки сенсорной информации (SPD) и представляем идеи, которые могли бы оказаться полезными в классной комнате.

Помните этот важный тезис: используйте сенсорные стратегии, которые подходят для всех детей. 
Чем меньше на сенсорно-чувствительного ребенка указывают, как на отличного от других детей, тем выше, вероятно, будет его чувство собственного достоинства. 
Определите, каким стратегиям нужно следовать и выполняйте эти действия, чтобы улучшить условия пребывания в школе для всех детей: и типично развивающихся, и детей с сенсорными проблемами. 
Все дети разные. Если вы выявите детей, которые не отвечают на простые сенсорные изменения обстановки (см. предлагаемые ниже), убедитесь, что направили их для оценки необходимости комплексной ОТ (occupational therapy).

Сенсорная гиперчувствительность - Sensory Overresponsivity (SOR)

Признаки: не любит находиться в толпе, боится быстро двигающихся детей, испытывает затруднения при взаимодействии в группах, требуются усилия, чтобы терпеливо переносить визуальные образы, звуки, запахи и вкусы в кафетерии.

Стратегии
Установите в классной комнате тишину, перед тем как дети должны будут сосредоточиться. 
Позвольте ребенку постепенно привыкать к коллективной работе, начните с работы в паре, затем в тройке. 
Обеспечьте подвижные перерывы в занятиях, чтобы помочь отрегулировать возбуждение.

Сенсорная гипочувствительность - Sensory Underresponsivity (SUR)

Признаки: сутулится или горбится, сидя на стуле, трудности с удержанием внимания и ответами на вопросы, требуется дополнительное время для выполнения просьб.

Стратегии:
Взбадривайте и расшевеливайте их тело игрой (щекоткой, забавными действиями), джазовой музыкой, встряхиваниями, раскачиваниями. 
Разрешите держать воду с лимоном в бутылке для воды на их столе.

Сенсорные предпочтения - Sensory Craving (SC)

Признаки: трудно спокойно сидеть на месте не двигаясь, может постоянно шевелить что-нибудь вокруг, может часто прикасаться к объектам и к людям, соответственно, имеет трудности взаимодействия с людьми (может трогать их за лицо и другие места).

Стратегии:
Разрешите подвижные игры во время перерывов в течение дня. 
Создайте небольшие зоны с минимальной стимуляцией, чтобы ребенок мог в них удалиться и, таким образом сосредоточиться.

Проблемы с осанкой - Postural Issues

Признаки: валится (падает) со стула, пониженный мышечный тонус, общая ослабленность, трудности с крупной и мелкой моторикой.

Стратегии:
Обеспечьте возможность воздействия с помощью общеукрепляющих упражнений. 
Оцените потребность в размещении поддерживающих средств (например, убедитесь, что при сидении на стуле ноги касаются пола).

Диспраксия (проблема моторного планирования) - Dyspraxia

Признаки: трудности с выполнением задач, требующих мелкой (тонкой) моторики: например, написание букв, резание ножницами; проблемы с задачами для крупной (грубой) моторики, например, лазание, игра в футбол, неприятности с упорядочиванием задач (например, при выполнении проекта), трудности с предложением своих идей в игре, потому что у них есть трудности следовать идеям других.

Стратегии:
Разбивайте задачи на более мелкие и простые 
Поощряйте детей изобретать идеи (даже если глупые). 
Попытайтесь ловить шар среднего размера, прежде чем начать ловить маленький шар.

Движение крайне важно для всех детей! Детей просят сидеть без движения слишком долго. 
Что будет ощущать ваше собственное тело после сидения на семинаре весь день? 
Наше тело нуждается в движениях, чтобы заложить фундамент для деятельности мозга. 
Более того, школьных перемен недостаточно! Дети нуждаются в перерывах больше, чем считает большинство людей. Это не прихоть – думать об этом, как о пище для мозга. 
Перерывом нельзя пожертвовать, если только это не чрезвычайно необходимо. 
Но если вам нужно показать детям, что они будут иметь негативные последствия, потому что плохо себя вели, сделайте что угодно, кроме лишения перерыва.

Целенаправленно создавайте радостную обстановку в школе: счастливый ребенок лучше обучается и больше старается. 
Посмотрите, как ребенок занимается и участвует во всех областях: музыка, физкультура, обед, перемены. Каким он приезжает на автобусе или на автомобиле к началу занятий, и уезжает обратно из школы в конце дня? 
Есть ли сложности с другими переходами? Что можно задействовать, чтобы поддержать ребенка в сложных академических и социальных ситуациях?

Помните, школа уполномочена предоставлять только такие услуги, которые актуальны с точки зрения получения образования. Наша ответственность как родителей, учителей и терапистов – показать, как наши запросы касаются достижения образовательных результатов. 
Разговор должен быть с акцентом на том, какие функциональные способности ребенка затронуты и нуждаются в поддержке, а не о его сенсорных потребностях.

Ресурсы: Американская Ассоциация ОТ разработала краткие страницы и полное представление PowerPoint, которые выдвигают на первый план использование таких естественных средств, как перерывы, для того чтобы поддержать интерес к изучению предмета и положительное поведение. 
Ваш профессиональный врач может получить доступ к этим материалам бесплатно! Попросите, чтобы он или она предоставили материалы персоналу и родителям.

Самое главное - получайте от всего этого удовольствие! Веселье - это то, что делает школу привлекательной для детей. Наибольшее из того, о чем можно мечтать, состоит в том, что ребенок хочет ходить в школу, чтобы играть с друзьями и учиться. Получение необходимой ему сенсорной помощи является жизненно важным условием на его пути к успеху в школе!

Авторы: Lucy Jane Miller, PhD, OTR and Britt Collins, MS, OTR

Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции

Источник и информация об авторах: Autism Asperger's Digest Сентябрь-Октябрь 2013

Поделиться: