Вы здесь

Интеграционная рефлексотерапия - как способ достижения нейромоторной зрелости для обучения

Автор статьи:  Врач-гомеопат,  врач-хирург,   кандидат медицинских наук Евгения Валентиновна Майорова.  (ГБУЗ ВО "Областной центр лечебной физкультуры и спортивной медицины")  специально для Медицинского Центра ТЕРАПЕВТИКУМ 

С наступлением нового века наш стиль жизни очень изменился. В частности, душевная и социальная жизнь наших детей переместилась из дворов в компьютерные игры и социальные сети. Вид ребенка двух лет с планшетом в руках больше никого не удивляет, напротив, вызывают удивление и восхищение дети, играющие в «классики», «резиночки» или догонялки, у которых нет в ушах наушников и в кармане айфона. Рука об руку с этими переменами учителя, воспитатели, врачи и психологи отмечают быстрый рост числа детей с нейромоторной незрелостью, начиная уже с детсадовского возраста. Здоровые дети становятся постепенно редкостью.

 

Что такое нейромоторная незрелость?

    Значительный процент детей в общеобразовательных школах обнаруживает незрелость двигательных (моторных) навыков. Причиной этого зачастую является группа примитивных рефлексов, находящихся в активной форме (в норме они представлены у младенцев в возрасте до 6 месяцев - 1 года и со временем замещаются постуральными рефлексами). Для того чтобы рефлексы, т.е. бессознательно совершаемые движения, стали осознаваемы человеком, необходима возможность упражнения. То, что так любят делать все дети - ползать, открывать и закрывать дверцы всевозможных шкафчиков, куда-то залезать, вынимать откуда-то вещи, переливать жидкости, стучать одним предметом по другому и совершать многие другие движения, кажущиеся взрослым бессмысленными, - все это позволяет им правильно овладеть своим телесным инструментом. Развитие моторики тесно связано с развитием и формированием мозга, а в первое семилетие жизни образуется до 80% будущих межнейронных соединений - синапсов.

Исследования показали, что имеется прямая связь между моторной незрелостью и школьной успеваемостью. Например, если у ученика была пропущена одна из последних фаз развития хватательного рефлекса, он, скорее всего, научится писать без ошибок, но будет очень быстро уставать, т.к. он не сможет правильно держать ручку. Для него необходимость письма всегда будет стрессом, и при малейшей возможности он попытается избежать этого упражнения. Незрелый (неинтегрированный) рефлекс опоры может проявиться как в плохом осознавании фактических границ и «длины собственных рук», так и в недостатке уважения к личному пространству: собственному и чужому.

Вот еще несколько примеров того, как связаны рефлексы и наше здоровье:

• сухожильные рефлексы и лабиринтный тонический рефлекс влияют на процессы саморегуляции и способность к самооздоровлению;

• ассиметричный шейно-тонический рефлекс обусловливает проприоцепцию, слух, память, зрительно-моторную координацию, зрительно-слуховую интеграцию;

• симметричный шейно-тонический рефлекс делает возможным контроль за позой тела в пространстве, влияет на формирование бинокулярного зрения, визуальной аккомодации, бинаурального слуха;

• рефлекс Галанта обеспечивает удержание позы, контроль мочеиспускания, регулирование настроения;

• хватательный рефлекс и рефлекс подтягивания обеспечивают развитие навыков ручной деятельности, включая письмо и рисование;

• рефлекс последовательного открытия и закрытия пальцев ладони – это дифференциация, способность к счету и другие математические навыки;

• рефлекс опоры – чувство собственного пространства, социальные навыки.

Согласно данным нашей соотечественницы доктора С. Масгутовой, которая исследовала более 3 000 детей в возрасте от 1 месяца до 18 лет, у 78% детей, имеющих проблемы с памятью, выявлен неправильно интегрированный ассиметричный шейно-тонический рефлекс. У 57% детей, которые испытывают трудности с переходом от операций на конкретных предметах к образному логическому мышлению и у 57% детей с диагнозами СДВГ, гиперактивность, дефицит внимания - неправильно интегрированы или совсем не интегрированы шейно-тонические рефлексы – симметричный и ассиметричный, рефлексы Галанта и Переса. 54% детей с аллергией и различной чувствительностью к отдельным видам пищи имеют неинтегрированный рефлекс Переса. У 72% детей, страдающих энурезом или слабо контролирующих мочеиспускание, неправильно интегрирован или совсем не интегрирован рефлекс Галанта.

Развивающие двигательные программы.

Результаты диагностической оценки помогают разработать индивидуальную программу физических упражнений, которые ребенок ежедневно выполняет дома с родителями. Выполнение упражнений занимает 5-10 минут в день, выполняются они на протяжении года. Ребенок приходит на регулярный осмотр каждые 6-8 недель для оценки прогресса и соответствующей корректировки упражнений.

Существуют также развивающие двигательные программы для применения в работе с малыми группами детей или даже целым классом, для этого требуется 10 минут в день ежедневно на протяжении учебного года. В этом случае не нужно подбирать упражнения для каждого ребенка, а все дети последовательно выполняют программу, ориентируясь на темп самого медленного ребенка.

В случаях более выраженных нарушений нейромоторного развития, проявляющихся в синдроме гиперактивности и дефицита внимания, легастении, синдроме Аспергера и т.д. может понадобиться индивидуальная работа со специалистом по интеграции рефлексов в содружестве с врачом. Важен индивидуальный подбор диеты, разработка режима дня, назначение конституциональных гомеопатических средств, выведение токсинов из организма и т.д.

Значимость нейромоторной зрелости для обучения.

В феврале 2010 г. были опубликованы результаты лонгитюдного исследования о состоянии почти 15000 детей, рожденных в Великобритании в 2000 и 2001 гг. Они показывают, что те дети, у которых в 9 месяцев было отмечено нарушение в четырех ключевых этапах развития крупной моторики (способность садиться и сидеть без помощи, способность ползать, способность стоять и способность делать первые шаги), отставали на 5 баллов по тестам определения когнитивных способностей по сравнению с теми детьми, у которых эти этапы были пройдены в срок. Задержка в развитии крупной и мелкой моторики в первый год жизни ребенка в значительной мере была связана с когнитивным развитием и поведенческой адаптивностью у детей в возрасте 5 лет.

Готовность к школе требует не просто достижения хронологического возраста, на основании которого ребенка принимают в школу. Чтобы ребенок был успешен в обучении, он должен иметь следующие навыки:

• спокойно сидеть;

• фокусировать внимание на одном задании и не отвлекаться на незначимые стимулы окружающей обстановки; • удерживать в руке инструмент для письма и уметь управлять им;

• контролировать движения глаз, необходимые для сохранения стабильного изображения на странице;

• иметь способность следить за строкой так, чтобы глаза не «прыгали» и не терялась строчка;

• быстро регулировать зрительный фокус между различными расстояниями.

Эти физические способности связаны с развитием и полноценным формированием моторных навыков, контроля осанки и положения тела. Рост и физическое развитие важны не только для физического здоровья ребенка, но и для его образования. В настоящее время в большинстве образовательных учреждений производится тестирование когнитивных способностей детей, но отсутствует тестирование уровня физического развития. Одним из последствий этого является то, что дети с задержкой в определенных областях своего физического развития, но которым при этом не был поставлен никакой медицинский диагноз, остаются без квалифицированной помощи. Эти дети рискуют оказаться в группе неуспевающих не потому, что им не хватает интеллектуальных способностей или мотивации к обучению, но потому, что некоторые физические навыки, необходимые для поддержки и демонстрации интеллектуальных способностей в классе, развиты недостаточно.

Практическое осуществление.

1. Тестирование ребенка на нейромоторную зрелость.

2. Интерпретация тестов.

3. Выбор способа занятий с ребенком: - индивидуальная работа по авторским программам Adelheid Andrea-Cooper, Одри Мак-Аллен. - работа в малых группах по двигательной программе ИНФП (Салли Годдард). В условиях школы в идеале занятия проводятся ежедневно в течение учебного года.

4. Кто может выполнять упражнения с детьми?

-индивидуально подобранные со специалистом упражнения могут выполнять со своим ребенком родители;

-индивидуальные занятия может проводить специалист с базовым медицинским или психологическим образованием, имеющий сертификат об обучении по интеграции ранних детских рефлексов, кинезиологии.

-работу с группами детей (в том числе в школе) может проводить специалист с базовым педагогическим, медицинским или психологическим образованием, прошедший соответствующее обучение.

 

Список использованной литературы:

1. Салли Годдард Блайт. Оценка нейромоторной готовности к обучению. Москва, Линка-Пресс, 2017.

2. Одри Мак-Аллен. Дополнительный урок. Киев, «Наири», 2014.

3. Sally Goddard Blythe. Greifen und Begreifen. VAK VerlagsGmBH, Deutschland, 2016.

4. Integration of Dynamic and Postural Reflexes into the Whole Body Movement System, Svetlana Masgutova, Ph.D., with Nelly Akhmatova, Ph.D., Svetlana Masgutova and International Neurokinesiology Institute, Warsaw, 2004.

5. Neuro-Structural Reflex Integration Therapy, Dr. Svetlana Masgutova, International Dr. Svetlana Masgutova Institute of Movement Development and Reflex integration, Warsaw, 2006.

Поделиться: