Вы здесь

Пробудите разум вашего ребенка с помощью сенсорных занятий.

Вашему ребенку нужна частая и разнообразная физическая активность для того, чтобы преодолеть сенсорные нарушения, полученные на ранних этапах жизни, сформировать оптимальное функционирование мозга и нормализовать его капризы. Подберите веселые игры, которые включают в себя тренировку равновесия и зрительно-моторной координации, перемещение в пространстве, висение на перекладине, съезжание с горки, повторяющиеся движения и сильное давление на мышцы и суставы. Время от времени заполняйте промежутки видами деятельности, которые работают с внутренним ухом и вестибулярным аппаратом, такими как кувыркание, качание и даже простые наклоны за предметами, разбросанными на полу. (Замечание: В упражнениях на вестибулярный аппарат важна умеренность — у некоторых детей избыток подобной активности может вызвать плохое поведение.)
 
В нашем дневном лагере для детей с особыми потребностями Hope Connection® каждое утро начинается с полосы препятствий «трах-бабах», где дети проводят от пятнадцати до двадцати минут, проползая через тоннели, прыгая на батутах, и так далее. Этот сеанс веселой и разнообразной физической активности чрезвычайно полезен для детей с сенсорными нарушениями. Вы можете обеспечить своему ребенку похожее начало дня у себя дома, дав ему попрыгать на старой кровати, проползти по тоннелю, сделанному из картонных коробок, побегать вокруг дорожных конусов, покопаться в песочнице и т. д.
Вот еще несколько идей:
  • Заполните детский бассейн сухой фасолью или рисом и спрячьте под поверхностью пластиковые фигурки сказочных героев или животных. Дайте ребенку поиграть в этой «песочнице» и найти все призы.
  • Положите ребенка на доску от скейтборда, и пусть он, отталкиваясь руками от пола, наворачивает круги между строительными конусами или другими небьющимися и мягкими препятствиями. Подбадривайте ребенка и считайте вслух каждый его проход между препятствиями.
  • Составьте на скамейке пирамиду из пластмассовых чашек, и пусть ребенок бросает мячик и пытается сбить чашки. Если есть возможность, используйте мячик, привязанный на веревочке, чтобы ребенок мог просто подтягивать его к себе после каждого броска.
  • Натяните кусок бечевки или шпагата поперек комнаты на высоте одного-полутора метров от пола. Используйте его как волейбольную сетку. Пусть ребенок подбивает вверх воздушный шарик и пытается перебросить его через веревочную «сетку».
  • Предложите ребенку поползать «крабом». В этом упражнении ребенок сидит на полу с вытянутыми вперед ногами. Он помещает свои ладони на пол по бокам от туловища и затем сгибает ноги в коленях, так что его ступни тоже стоят на полу. Опираясь на руки и отрывая свою пятую точку от пола, он может быстро бегать вокруг.
 
Повторяющиеся движения мышц и умеренная физическая нагрузка полезны тем, что снижают уровень возбуждающих и стрессовых нейрохимических реагентов в мозгу и увеличивают содержание успокаивающих нейрохимических реагентов. Правильно подобранная интенсивность физических упражнений оптимизирует химические процессы в головном мозге, позволяя ребенку более эффективно учиться и упорядочивать информацию. В течение всего дня, с примерно двухчасовыми интервалами, давайте вашему ребенку больше физической деятельности.
Например:
  • Пусть ребенок двадцать минут покатается на велосипеде.
  • Пойдите на баскетбольную площадку или к одиночному щиту, и пусть ребенок потренируется бросать мяч в кольцо.
  • Пусть ребенок прыгнет двадцать пять раз на маленьком батуте, а вы хлопайте в ладоши и считайте в такт. Делая так, вы зеркалите действия вашего ребенка, улучшая ваши отношения и дополняя это упражнение сенсорной составляющей.
  • Пусть ребенок поиграет на свежем воздухе, покачается на качелях или полазает по детскому игровому комплексу в парке, под вашим присмотром. Хлопайте в ладоши каждый раз, когда ребенок закончит определенное упражнение, или попросите ребенка подождать, пока вы не хлопните, прежде чем приступать к очередному, например, съезжанию с горки в песочницу.
 
Внимание!
Не позволяйте ребенку слишком долго играть или упражняться, чтобы он не изнурил себя. Если он перестарается, аэробная нагрузка превратится в анаэробную и нейротрансмиттеры ребенка исчерпаются, что послужит причиной ухудшения поведения. Когда дети получают подходящий уровень физической нагрузки, их память и познавательные способности улучшаются; но если с нагрузкой переборщить, вас ждет эмоциональный взрыв и истерика. Будьте внимательны к индивидуальным сигналам ребенка и работайте над тем, чтобы оставаться в оптимальном диапазоне.
 
 
Детям с проблемами сенсорной интеграции реабилитационные терапевты часто рекомендуют технику ухода, которая называется «щеточный массаж Уилбаргер» (Wilbarger Brushing Protocol). В этой процедуре щеткой с мягкой щетиной быстро и решительно наносят определенные штриховые узоры на конечности ребенка, перемежая их особыми видами сжатия суставов. Комбинация сильного давления и сенсорной стимуляции промывает мозг ребенка чувственными ощущениями, и для многих это имеет терапевтический эффект.
Важно: Ищите квалифицированного реабилитационного терапевта, который научил бы вас правильно делать эти упражнения (будучи использована неправильно, эта техника может перевозбудить вашего ребенка). После того, как вы овладеете этой техникой, практикуйте ее по нескольку раз на дню, или так часто, как посоветует профессионал. Эта заботливая деятельность, так же как и другие, станет особым временем установления связи между родителем и ребенком.

Узнайте больше о расстройстве сенсорной интеграции.

 
Поскольку столь много детей с ранней историей депривации или страданий имеют проблемы в чувственной сфере, мы настоятельно рекомендуем вам раздобыть больше информации о симптомах и лечении расстройства сенсорной интеграции (иногда называется дисфункцией сенсорной интеграции). Две прекрасные книги, с которых вы можете начать — это «Рассинхронизированный ребенок» Кэрол Сток Крановиц (Carol Stock Kranowitz, The Out-of-Sync Child) и «Как вырастить сенсорно развитого ребенка» Линдси Биль и Нэнси Пески (Lindsey Biel and Nancy Peske, Raising a Sensory Smart Child).
Поделиться: