Вы здесь

Сенсорная интеграция

Синди Хэтч-Расмуссен (Cindy Hatch-Rasmussen,), Массачусетс, OTR / L

Дети и взрослые с аутизмом, а также с другими нарушениями развития могут иметь дисфункциональную сенсорную систему. Иногда одно или несколько чувств либо чрезмерно, либо недостаточно реагируют на стимуляцию. Такие сенсорные проблемы могут быть основной причиной такого поведения, как раскачивание, вращение и взмахи руками. Хотя рецепторы чувств расположены в периферической нервной системе (которая включает в себя все, кроме головного и спинного мозга), считается, что проблема связана с неврологической дисфункцией в центральной нервной системе - мозге. Как описывают люди с аутизмом, сенсорные методы интеграции, такие как глубокое давление, могут облегчить внимание и осознание и уменьшить общее возбуждение. 

Сенсорная интеграция является врожденным нейробиологическим процессом и относится к интеграции и интерпретации сенсорной стимуляции из окружающей среды мозгом. Напротив, сенсорно-интегративная дисфункция представляет собой расстройство, при котором сенсорный ввод не интегрирован или не организован надлежащим образом в мозге и может вызывать различные степени проблем в развитии, обработке информации и поведении. Общая теория сенсорной интеграции и лечения была разработана доктором А. Джин Айрес из исследований в области неврологии и тех, которые относятся к физическому развитию и нервно-мышечной функции. Эта теория представлена ​​в этой статье.

Сенсорная интеграция фокусируется в основном на трех основных чувствах - тактильном, вестибулярном и проприоцептивном. Их взаимосвязи начинают формироваться до рождения и продолжают развиваться по мере того, как человек взрослеет и взаимодействует со своим окружением. Три чувства не только взаимосвязаны, но и связаны с другими системами в мозге. Хотя эти три сенсорные системы менее знакомы, чем зрение и слух, они имеют решающее значение для нашего основного выживания. Взаимосвязь между этими тремя чувствами сложна. По сути, они позволяют нам испытывать, интерпретировать и реагировать на различные стимулы в нашей среде. Три сенсорные системы будут обсуждаться ниже.

Тактильная система: Тактильная система включает в себя нервы под поверхностью кожи, которые посылают информацию в мозг. Эта информация включает легкое прикосновение, боль, температуру и давление. Они играют важную роль в восприятии окружающей среды, а также в защитных реакциях на выживание.

Дисфункция в тактильной системе может проявляться в том, что дети отстраняются при прикосновении, отказываются есть определенные «текстурированные» продукты и / или носить определенные типы одежды, жалуются на то, что неприятно мыть волосы или лицо, избегает загрязнения рук (например, клея , песок, грязь, краска для пальцев) и используют кончиков пальцев, а не целых рук для манипулирования объектами. Дисфункциональная тактильная система может привести к неправильному восприятию осязания и / или боли (гипер- или гипочувствительной) и может привести к самоизоляции, общей раздражительности, отвлекаемости и гиперактивности.

Тактильная защита - это состояние, при котором человек чрезвычайно чувствителен к легким прикосновениям. Теоретически, когда тактильная система незрелая и работает ненадлежащим образом, в кору головного мозга посылаются ненормальные нервные сигналы, которые могут мешать другим процессам мозга. Это, в свою очередь, вызывает чрезмерную стимуляцию мозга и может привести к чрезмерной активности мозга, которая не может быть ни отключена, ни организована. Этот тип чрезмерной стимуляции в мозге может затруднить для человека организацию своего поведения и концентрации и может привести к отрицательной эмоциональной реакции на сенсорные ощущения.

Вестибулярная система: Вестибулярная система относится к структурам во внутреннем ухе (полукружных каналах), которые обнаруживают движение и изменения в положении головы. Например, вестибулярная система сообщает вам, когда ваша голова выпрямлена или наклонена (даже с закрытыми глазами). Дисфункция в этой системе может проявляться двумя разными способами. Некоторые дети могут быть гиперчувствительными к вестибулярной стимуляции и иметь страшные реакции на обычные движения (например, качели, горки, наклоны). У них также могут быть проблемы с обучением подниматься или спускаться по лестнице или холмам; и они могут опасаться ходьбы или ползания по неровным или неустойчивым поверхностям. В результате они кажутся находящимися в невесомости. В общем, эти дети кажутся неуклюжими. С другой стороны, ребенок может активно искать очень интенсивные сенсорные переживания, такие как чрезмерное кружение тела, прыжки и / или вращение. Этот тип ребенка демонстрирует признаки гипореактивной вестибулярной системы; то есть они постоянно пытаются стимулировать свои вестибулярные системы.

Проприоцептивная система: Проприоцептивная система относится к компонентам мышц, суставов и сухожилий, которые обеспечивают человеку подсознательное понимание положения тела. Когда проприоцепция функционирует эффективно, положение тела человека автоматически регулируется в различных ситуациях; например, проприоцептивная система отвечает за обеспечение организма необходимыми сигналами, чтобы мы могли правильно сидеть в кресле и плавно спускаться с бордюра. Это также позволяет нам манипулировать объектами, используя тонкие двигательные движения, например, писать карандашом, ложкой есть суп и застегивать рубашку. Некоторыми распространенными признаками проприоцептивной дисфункции являются неуклюжесть, склонность к падению, недостаточная осведомленность о положении тела в пространстве, странное положение тела, минимальное ползание в детстве.

Другим аспектом проприоцепции является праксис или моторное планирование. Это способность планировать и выполнять различные двигательные задачи. Чтобы эта система работала должным образом, она должна полагаться на получение точной информации от сенсорных систем, а затем на организацию и интерпретацию этой информации эффективно и результативно.

Последствия: в целом, дисфункция в этих трех системах проявляется во многих отношениях. Ребенок может быть чрезмерно или недостаточно реагировать на сенсорный ввод; уровень активности может быть либо необычно высоким, либо необычно низким; ребенок может быть в постоянном движении или легко утомляться. Кроме того, некоторые дети могут колебаться между этими крайностями. Проблемы общей и / или тонкой моторной координации также распространены, когда эти три системы не функционируют и могут привести к задержкам речи / языка и недостаточной успеваемости в учебе. Поведенческий ребенок может стать импульсивным, легко отвлекаемым и демонстрировать общее отсутствие планирования. Некоторые дети также могут испытывать трудности с приспособлением к новым ситуациям и могут реагировать апатией, агрессией или отстранением от общения и деятельности.

Оценка и лечение основных сенсорных интегративных процессов выполняется профессиональными терапевтами и / или физиотерапевтами. 

Общие цели терапевта:

(1) предоставить ребенку сенсорную информацию, которая помогает организовать центральную нервную систему,

(2) помочь ребенку в подавлении и / или модуляции сенсорной информации, и

(3) помочь ребенку в обработке более организованного ответа на сенсорные стимулы. 

За дополнительной информацией обращайтесь: Sensory Integration International, PO Box 9013, Torrance, CA 90508, США.

https://www.autism.com

Поделиться: