Об Ассоциации Специалистов Сенсорной Интеграции
  • Забыли пароль?
  • Регистрация

  • А у проблемы есть имя - НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ (НОСИ).
    • Сенсорная интеграция пришла в Россию
    • Руководство по профессиональному поведению специалистов сенсорной интеграции.
  • Была открыта биологическая основа нарушений обработки сенсорной информации у детей
  • Мозг и сенсорная интеграция

Вы здесь

Главная » Библиотека

Нейропедагогические возможности в практике коррекционной работы с детьми, имеющими дизонтогенетическое развитие.

Форма поиска

Нейропедагогические возможности в практике коррекционной работы с детьми, имеющими дизонтогенетическое развитие.

© Б.А.Архипов

  В настоящее время у детей и подростков на первый план выступают стертые, неоднозначно или трудно диагностируемые формы нарушений высших психических функций (ВПФ), которые прямо коррелируют с освоенными ими в онтогенезе сенсомоторным пространством и актуальным уровнем его развития.
В большинстве случаев внешне "аномальное" поведение детей не соответствует поставленному диагнозу и практически не подтверждается традиционными клиническими аппаратными методами, поскольку четко обозначился разрыв между наблюдаемой феноменологией и способами ее описания. В связи с этим  используется методологический аппарат описания ВПФ и их отклонений, основанный на поэтапном сопоставлении динамических функций (оптомоторных, вестибуломоторных, кинестетических) по отношению к статическим в естественных и сенсибилизированных условиях.
  Если рассматривать функциогенез (включая и патоморфоз) как эволюционное явление, этот разрыв становится еще более очевидным. В этой связи в качестве базового при анализе ВПФ по отношению к норме или патологии предлагается принцип замещающего развития, когда последовательное овладение ребенком статокинетическими функциями отражает "зрелость" биологического онтогенеза по отношению к его функциональным возможностям (функциогенезу), позволяя объективизировать патоморфоз путем сопоставления возрастных периодов с этапами функционального развития и степенью зрелости пространственных функций. Любое отклонение, нарушение в этапах развития или их пропуск приводит к включению компенсаторных гипо- или гипермеханизмов.   Такого рода компенсаторные процессы нередко формируют поведенческие "маски" или патологические феномены и синдромы соматического, неврологического и психологического ряда. При этом, независимо от качества или количества патологических феноменов, центральным звеном среди синдромообразующих факторов является невозможность овладения ребенком пространственно-временными представлениями о себе в окружающем мире. Указанные пространственно-временные представления имеют иерархическое строение с четко обозначенным вектором развития, а наблюдаемый с помощью традиционных методов фасад обнаруживает в этой иерархии только внешний актуальный феномен (патофенотип), в то время как гипо-и гиперкомпенсаторные механизмы формируются гораздо глубже. Являясь по своей сути адаптивными механизмами, поддерживающими гомеостаз, они имеют вектор, направленный на внутреннюю систему, ограничивая развитие пространственных функций, а вместе с этим и ВПФ.
  Комплексный подход в организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклоняющимся дизонтогенетическим развитием предполагает использование традиционных технологий, а также поиск и анализ функциональных новообразований возникающих в процессе коррекционной работы, которые неизбежно меняют условия  формирования пространственного образа себя в границах собственного тела.

  Нами разработаны и апробированы методы воздействия, которые выстраиваются по принципу «замещающего онтогенеза». Суть идеологии в том, чтобы найти место «сбоя» в психическом развитии ребенка. Затем с помощью педагога или психолога ребенок должен «пройти» все этапы онтогенеза, которые по разным причинам не пройдены.  Такая  возможность существует и ее необходимо вовремя использовать, т.к. созревающий мозг обладает высокой нейропластичностью, а резервные функциональные «органы» обладают заложенной способностью перестройки за счет замены отдельных компонентов на другие (компенсация).
  Для того, чтобы «запустить» компенсаторные возможности мозга, разработана совместно с А.В. Семенович «Комплексная методика психомоторной коррекции». Методологически «Методика» опирается на современные (по Лурия А.Р.) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, в том числе о возможностях взаимозаменяемости одних психических функций другими; а методически – на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.
  «Методика» представляет собой трехуровневую систему; основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии различных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности; а также представления о трехуровневом строении мозга. (по Лурия А.Р.)
 Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; 2-го уровня – на стабилизацию межполушарных взаимодействий; 3-го – на формирование оптимального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
  Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом закономерностей онтогенетического развития вызывает у ребенка активизацию всех психических функций. Поэтому развитие и закрепление любых телесных навыков неизбежно влияет на такие психические процессы, как эмоции, восприятие, память, саморегуляция. Чаще всего только после подобных воздействий возможна собственно когнитивная коррекция.
 
  Что можно сделать в условиях общеобразовательных и специальных учебных заведений? Прежде всего, организовать психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся развитием (с трудностями в обучении).
В ходе сопровождения обеспечить реализацию ряда принципов диагностико-коррекционной работы:
- признание безусловной ценности ребенка и права его на развитие
- комплексность
- системность
- динамичность.
  Тот факт, что коррекционные воздействия увенчаются успехом в 5-7 лет, а в 9 уже дадут сомнительный результат, малопродуктивное в прогнозах мнение. И, несмотря на то, что к этому возрасту принципиально завершается интенсивное развитие мозга (прежде всего его задних отделов), а функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными, правильно подобранные технологии и хорошо разработанные упражнения многократно улучшают соматические, физические, психические и когнитивные функции. Вместе с тем следует учитывать и то, что ни одно упражнение или задание не способно улучшить все аспекты ВПФ одновременно. Эффективная программа воспитания и обучения должна включать в себя тщательно обработанную информацию, которая ориентирована на самые важные аспекты функционирования мозга, и особенно это касается детей с дизонтогенетическим вариантом развития, имеющими интеллектуальные особенности.

  Для нас очевидно, что все аспекты жизнедеятельности человека, порождающего собственное поведение, выступают интегрировано. В производимые им операции и действия включены все уровни регуляции (от клеточных процессов до социальных), действующие как единая функциональная система. Поэтому любой в коррекционной работе адаптивный или компенсаторный процесс должен оцениваться многоаспектно.  Диагностично то, что изменяется и включается в общую функциональную программу развития, таким образом преодолевается одна из форм несостоятельности и возникает потребность к преодолению других проблем. Для такого прогноза в рамках дизонтогенеза возможно использовать «онтогенетическуя оценка психических функций», которая включает следующие способы:
 -    «Пространственно-временная характеристика двигательных паттернов произвольной                деятельности в созданных условиях сенсибилизации и депривации».
-         «Зрительно-моторные характеристики оценки оптомоторного и вестибуломоторного онтогенетического пространства человека».
 
-         «Выявление актуального пространства человека путем исследования зрительно-моторных функций».
 
-         «Построение индивидуальной карты-схемы пространственной организации психических функций на основе анализа ведущей сенсомоторной деятельности».
 
-         «Ретроспективная оценка онтогенеза на основе анализа психомоторных пространственных функций»
 
-         «Прогноз психических функций ребенка на основе анализа его актуального сенсомоторного пространства».
 
-         «Реконструкция онтогенеза ребенка на основе выявления дизонтогенетических пространственных и временных сенсорных и моторных дисфункций».
 
-         «Построение многоуровневой координатной пространственной схемы онтогенеза ребенка на основе анализа индивидуального зрительномоторного пространства».
 
-     «Оценка психомоторных и сенсорных функций человека (ребенка) на основе моделирования  зрительнокинестетического праксиса».
            Методика   направлена на поиск и обнаружение сильных и устойчивых (проявленных и закрепленных в поведении) свойств или психических функций ребенка, а также слабых, неустойчивых, неиспользующихся или непроявленных в ходе индивидуального развития качеств, мешающих реализации онтогенетической программы. Как те, так и другие (сильные и слабые функции) могут быть индивидуальными, свойственными только ему характеристиками,  которые с возрастом накапливаются и, по большей части, не осознаются ни самим ребенком, ни его окружением, включая родителей и сверстников. Вместе с тем, накапливаясь на ранних этапах онтогенеза определенные «дисфункции» в силу разных причин, включая экологические факторы внутренней и внешней среды, могут существенно менять характер и ход психического развития ребенка.  Не вдаваясь в подробности морфогенеза и функциогенеза мозга, генез психических функций становится доступным анализу по тем внутренним и внешним способам реализации привычных (усвоенных в опыте) действий-схем, которые ребенок использует в процессе достижения результата. 
  Анализ способов реализации произвольной деятельности ребенка в условиях неопределенной заданности параметров тонических и кинетических функций в различных комбинациях и сочетаниях, позволяет в онтогенетической последовательности послойно вскрывать условия, обнаруживать причины и механизмы вариантов нормы и отклонений основных этапов психического развития, понять особенности поведения ребенка, его взаимодействие с социальным окружением. Анализу и субьективной оценке поддаются внешние наблюдаемые характеристики деятельности.  В процессе поэтапного исследования они могут быть представлены в ощущениях, в проявлениях двигательного, сенсорного, эмоционального, психического, а также рефлекторного и вегетативного соответствия поставленной адаптивной или коррекционной задаче или  в функциональных особенностях способов торможения, опережения или утомления на этапах ее выполнения. Анализ проявляющихся стойких отклонений как внешних так и внутренних позволяет структурировать особенности индивидуального онтогенеза и соотнести его с динамической работой мозга, принять правильное решение о способах воспитания, обучения, возможных путях адаптации, коррекции или компенсации отдельных или базовых функций, сопровождать ребенка в русле нормального онтогенеза.
 
  Нейропедагогика как особая форма воспитания требует повышенного внимания к процессу обучения во взаимодействии с детьми, особенно если это касается детей с проблемами в развитии. Любая несовершенная или неразвитая моторная и сенсорная система не только затрудняет, но и заметно тормозит развитие детей со сниженным интеллектом, ограничивая их непосредственную связь с внешними проявлениями среды, которая является основой формирования и развития психических процессов. Для того, чтобы нейропедагогический процесс прогностически стал эффективным необходимо соблюдать и учитывать в своей работе основные нейропластические свойства нервной системы:
-  Адаптивность.  Каждый человек  подходит к решению любой новой задачи со своим индивидуальным и уникальным, даже если он дефицитарен, набором достоинств и недостатков. Задача, которая может оказаться легкой для выполнения одним ребенком, может оказаться непосильной для другого. Чтобы обучение стало эффективным степень трудности должна быть стимулирующей, но не как не обескураживающей, и вполне естественно, что она будет изменяться по мере продвижения на пути к ожидаемому результату. Реакция на поставленную задачу и на ее выполнение это тот центральный компонент в оценке того, как работает нервная система, а формирование вариаций ответов и действий прогрессивно и адаптивноявляются частью всех возможных эффективных процессов обучения.  Каждая задача или упражнение должны быть адаптированы таким образом, чтобы оптимизировать интенсивность усвоения и повысить эффективность так, чтобы иметь возможность самим регулировать сложность задачи в режиме он-лайн.
-   Новизна.  Для эффективной тренировки мозговых процессов и разрешения проблем необходимо встречаться с новыми задачами и упражнениями, многие из которых требуют умственной, сенсорной и физической нагрузки. Если информация не обрабатывается новыми способами, невозможно начать перестройку нервной системы и обеспечить ее рост. Мозг, в процессе выполнения конкретных  задач создает для себя новые специализированные схемы, которые изменяют «привычный и стереотипный» тип ответных реакций, перестраивая и стимулируя формирование новой пространственной схемы тела.
-  Скорость обработки информации. То как быстро мозг может справиться с выполнением базовых телесных и когнитивных операций,  косвенно свидетельствует об уровне интеллекта. Чем быстрее обрабатывается информация, тем быстрее можно получить ответную реакцию или в действиях с принятием поспешных решений. К сожалению, необходимо учитывать те факты, что с возрастом скорость обработки информации уменьшается.
-  Гибкость (подвижность). Способность мозга реагировать на новые к себе требования и условия работы независимо от приобретенных ранее навыков или знаний. Это и умение анализировать новые проблемы, и выявлять сущность, и экстраполировать отношения, что особенно необходимо для решения всех логических задач, в особенности математических и технических, а также в формировании пространственных представлений о мире и себе.
-  Когнитивные резервы. Это объективное представление об устойчивости мозга и его способности справляться с повреждениями в результате травм, инфекций или других повреждений, т.е. максимально увеличить свою производительность за счет привлечения альтернативных функций для решения задач связанных с поврежденными участками. Но, только постоянные тренировки и их новизна приводят к значимым и долгосрочным результатам.
-  Планирование. Эффективное мозговое обучение должно быть направлено на определенные функции мозга, которые будут нацелены на существенные и значимые изменения в нашей повседневной жизни, улучшить не только способность человека понять себя, но и способность выполнять реальные для себя задачи.
-  Оперативная память. Это когнитивная способность мозга временно восстанавливать, удерживать, перерабатывать и утилизировать любую информацию из долговременной памяти. Естественно, что чем лучше оперативная память ребенка, тем больше информации он сможет синтезировать, но также как и обработка скорости,  с возрастом она уменьшается.
-  Нейропластичность. Это прижизненная  способность мозга видоизменять и перестраивать свои внутренние нервные связи в процессе решения задач связанных с новыми событиями.  Подразумевается, что если мозг учитывает правильную для себя задачу, то справляется с ней быстрее и эффективнее. Т.о. нейропластичность  позволяет любому человеку вне зависимости от возраста улучшить свои физические и интеллектуальные способности.
-  Взаимодействие. Чтобы получить максимальную отдачу от тренировок и упражнений необходимо заниматься часто и последовательно, а чтобы побудить детей заниматься,  позитивное обучение должно обладать привлекательными упражнениями и эффективной системой вознаграждения. Сам процесс ожидания получения вознаграждения за правильно выполненные задания и упражнения настраивает мозговые механизмы на более эффективную обработку получаемой информации. Дети гораздо более склонны к тем видам упражнений, которые забавны и приятны.
-  Законченность. Мозг как очень сложная взаимодействующая и интегрированная система не может быть ориентирован на программу с академическим узкоспециализированным обучением. Изолированность или использование локальных технологий не в полной мере обеспечит достижение оптимального результата для реализации мозговых функций в реальном мире, для этого требуется надлежащее функционирование всех познавательных аспектов. Даже в самых сложных и простейших случаях в отклонениях развития должны совместно работать все отделы головного мозга, чтобы привести к оптимальному пониманию и здоровой оценке происходящих событий.
  Возможно предложить ряд коррекционных занятий, которые позитивно и достаточно эффективно зарекомендовали себя в практике работы с детьми с ослабленным здоровьем, с несформированностью телесных сенсорных и моторных функций, задержками психического и речевого развития, а также с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, которые проводились в дошкольных учреждениях и младших классах общеобразовательных и специальных школ.
  Основная задача и в диагностике, и в коррекционной работе ставилась в рамках онтогенеза формирования ВПФ, схемы тела и пространственного образа себя.
  Последовательность работы сопряжена с особенностями формирования оси тела, его опорных элементов и того поля или пространства, в котором реализуются  приобретенные навыки.
 
 
Основная цель: Формирование произвольного удержания мышечного тонуса, способствующего пластическому движению верхних и нижних конечностей.
Задачи:
1.      Тренировка устойчивой позы оси тела.
2.      Тренировка координации синхронных и асинхронных движений конечностей плечевого и тазового пояса.
3.      Тренировка произвольного внимания, направленного на удержание языка.
4.      Тренировка пластики одновременных поз рук и ног и способов управления.
5.      Формирование пространственных представлений о схеме своего тела через тренировку согласованных движений глаз, рук и ног.
6.      Формирование речевой схемы тела через пластику простых и сложных произвольных движений.
 
Условия:   Все упражнения выполняются сначала лежа, затем сидя, и только потом стоя и в движении.
                   Все упражнения делаются сначала медленно, до появления чувства утомления, а затем в ритме с подключением подобранного музыкального сопровождения.
                   Все упражнения отрабатываются индивидуально, а затем включаются в групповую работу.
                   Время и частота индивидуально работы выбирается в зависимости от сложности наблюдаемой у ребенка симптоматики.
 
1.      Работа с осью тела на первом уровне, лежа на животе.
1
Исходное положение. Лежа на животе, тазовый пояс зафиксирован, руки вытянуты вперед, лежат на полу, ладони смотрят вниз. Следить, чтобы корпус туловища – тазовая часть были зафиксированы. Ноги прижаты к полу, руки прямые.
Упражнения.
А) Одновременно поднять кисти рук вверх, не отрывая  рук от пола. Кисти рук вернуть в исходное положение.
Б) Поочередно поднимать кисти рук вертикально, не отрывая рук от пола. Кисти рук вернуть в исходное положение.
В) Подн\ять\ прямую руку вверх, посмотреть на кисть. Вернуться в исходное положение. То же с другой рукой. Исходное положение.
Г)  Развести руки в сторону. Поднять правую руку вверх, посмотреть на кисть. Вернуться в исходное положение, то же с левой рукой, вернуться в исходное положение. «Бабочка машет крыльями»
Д) Повторить все упражнения с высунутым языком.
 
2
Исходное положение. Лежа на животе, руки согнуты в локтях под подбородком, туловище зафиксировано, ноги в коленях слегка согнуты. Опора на подбородок, туловище, колени, стопы.
 Упражнение.
«Играем хвостиком», сначала вправо, удержание и возврат в исходное положение, то же влево с удержанием, вернуться в исходное положение.
 
  3.
Исходное положение. Лежа на животе, ноги выпрямлены, руки вытянуты вперед, ладонями вниз, смотреть на кисти рук. Туловище и ноги зафиксированы.
Упражнения.
А) Одновременное похлопывание ладонями о пол. Смотреть на работу кистей. Повторить несколько раз.
Б) Поочередное похлопывание ладоней о пол. Смотреть на работу кистей.
В) Одновременно повернуть кисти рук вправо,  исходное положение. То же влево
Г) Вращение  кистями рук левой и правой поочередно, а затем совместно.
Д) Повторить все упражнения с высунутым языком.
 
4
Исходное положение. Лежа на животе, ноги выпрямлены, руки вытянуты вперед, ладонями вниз, смотреть на кисти рук. Туловище и ноги зафиксированы.
Упражнения.
А) Поднять вверх прямую правую руку, посмотреть на кисть. Вернуться в исходное положение. Поднять вверх левую руку, посмотреть на кисть. Вернуться в исходное положение
В) Поднять прямые руки вверх вместе с корпусом, с небольшим прогибом в спине, посмотреть вверх, исходное положение.
«Лодочка». Малыши могут выполнять  упражнения с предметами. Поднять прямые руки и ноги на вдох, опора на живот, смотреть на руки, исходное положение, выдох.
Г) Поднять правую руку вверх, левое плечо закреплено, посмотреть на кисть. Исходное положение. Поднять левую руку, правое плечо закреплено, посмотреть на ладошку. Исходное положение. Тазовая часть зафиксирована.
Д) Поворот тазового пояса влево, вправо, исходное положение.
 
 
 
II. Работа с осью тела на первом уровне лежа на спине.
 
1
Исходное положение. Лежа на спине, руки вдоль туловища на полу, ноги выпрямлены.
Упражнение: Эмбриональная поза. Согнуть ноги в коленях, прижать к себе, одновременно обхватить колени руками. «Спрятались». Вдох.
Исходное положение. «Открылись». Выдох
 
2
Исходное положение. Лежа на спине, руки вдоль туловища, прижаты к полу, ноги выпрямлены.
Упражнения:
А) Поворот стоп вправо, влево, не отрывая пяток от пола. Исходное положение.
Б) Ноги слегка расставить. Поворот стоп вправо, влево, не отрывая пяток от пола. Исходное положение.
В) Повторить все с высунутым языком.\
 
3
Исходное положение. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Прижаты к полу, ноги согнуты в коленях.
Упражнения.
А) Поворот коленей вправо, касаясь пола на вдохе, в исходное положение на выдохе.
То же повторить влево.
Б) Лежа на спине, руки вдоль туловища, туловище и стопы прижаты к полу. Колени слегка расставлены. Перевести колени поочередно влево и вправо, не отрывая тазового пояса.
В) Повторить А) и Б), расставив руки в стороны
 
4
Исходное положение. Лежа на спине. Ноги выпрямлены. Руки вытянуты вперед перед глазами. Кисти рук сцеплены в замок. Лопатки и тазовый пояс закреплены.
А) Переводить сцепленные руки «в замок»  вправо, потом влево, при этом смотреть на руки. Голова неподвижна.
Б) Повторить то же самое. Голову поворачиваем вслед за руками и следим глазами.
В) Руки находятся «в замке» впереди перед глазами. При закрепленном тазовом поясе руки «в замке» поднимать вверх за голову и вниз. Глазами следить за работой рук, голова неподвижна.
 
5
Исходное положение. Лежа на спине. Ноги выпрямлены. Руки вытянуты вперед перед глазами. Кисти рук сцеплены «в замок».
Переводить сцепленные руки вправо и влево вместе с туловищем при закрепленном тазовом поясе
а) смотреть на локоть;
б) смотреть на кисти.
 
6
Исходное положение. Лежа на спине, руки вдоль туловища на полу, ноги выпрямлены, свободно лежат.
Упражнения.
А) Поворот кистей и стоп вместе вправо, потом – влево. Повторить то же, поворачивая кисти и стопы в разные стороны
Б) Исходное положение то же. Руки отвести в стороны, повторить пункт А).
В) Исходное положение то же. Руки перевести за голову. Повторить пункт А).
Г) Повторить пункты А), Б)  и В)  с высунутым языком
 
7
Исходное положение. Лежа на спине. Руки «в замке», полусогнуты в локтях перед грудью. Ноги согнуты в коленях с опорой на стопы.
Упражнения.
А) Перевести согнутые в локтях, сцепленные руки «в замок» вправо, при этом смотреть на руки; плечевой пояс и голова неподвижны, тазовый пояс зафиксирован. Выполнять в среднем темпе.
Б) Медленно перевести сцепленные руки «в замок» за голову. Вернуться в исходное положение. То ж вниз.
С) Круговые вращения сцепленных рук. Глаза следят за движением рук.
Д) При хорошо усвоенных упражнениях добавить \поворот головы\ в сторону вращения рук, высунутый язык к упражнениям А), Б) и С).
 
8
Исходное положение. Лежа на спине. Руки «в замке», полусогнуты в локтях перед грудью. Ноги согнуты в коленях с опорой на стопы. Тазовый пояс, стопы, локти – зафиксированы.
Упражнения.
А) Вращение кистями рук вправо-влево. Голова неподвижна. Смотрим на кисти рук.
Б) Вращение кистями рук вверх-вниз. . Голова неподвижна. Смотрим на кисти рук.
С) Круговые движения кистей рук. . Голова неподвижна. Смотрим на кисти рук
Д) Руки «в замке» перед грудью, согнуты в локтях. Движение согнутых коленей влево, затем вправо. Тазовый пояс неподвижен.
 
8А
Е) Руки «в замке» перед грудью, согнуты в локтях. Медленно скользя стопой, вытянуть правую ногу. Привести в исходное положение. Затем вытянуть левую ногу. Исходное положение.
Ж) Одновременные движения рук и ног.  Правая нога выпрямляется одновременно с правой рукой. Исходное положение. То же с левой ногой и левой рукой.
З) Разноименные движения рук и ног. Правая нога выпрямляется одновременно с левой рукой. Исходное положение. То же с левой рукой и правой ногой.
И) Когда освоены упражнения А)-З) повторить упражнения   с высунутым языком.
К) Исходное положение. Руки вытянуты вдоль туловища или в стороны. Ноги согнуты в коленях. Прогнуться в тазовом поясе, отрываясь от пола. Исходное положение.
 
9
Исходное положение. Лежа на спине. Ноги выпрямлены. Руки прямые, вытянуты вверх перед грудью. Тазовый пояс закреплен.
Упражнения.
А) Скольжение  кистей при движении рук вправо и влево.
Б) Перевести прямые руки вправо, коснуться пола. Исходное положение.          Глаза следят за движением рук. Фиксируются кончики пальцев.
Г) Исходное положение. Руки вытянуты вдоль туловища,  медленные одновременные движения в одну сторону. Кисти рук, стопы ног, глаза, высунутый язык. Потом в другую сторону.
 
 
 
III. Исходное положение: сидя
 
1
Исходное положение. Сидя. Ноги и руки выпрямлены и соответственно разведены под углом 90 град. Ноги прижаты к полу, стопы вертикальны. Ладошки параллельно полу и смотрят вверх.
Упражнения
А) Кисти рук одновременно согнуть вертикально вверх и разогнуть.
Б) Попеременное сгибание и разгибание кистей рук.
В) Одновременно с кистями рук работают стопы ног. Кисти  рук  и стопы ног одновременно поднимаются вверх, потом вниз.
Кисти рук идут  вверх, стопы вниз. И наоборот.
 
1А
Упражнения
Те же с удержанием высунутого языка.
 
 
1Б
Упражнения
Те же с удержанием высунутого языка и согласованные с актами вдоха и выдоха в заданном ритме.
 
 
2
Исходное положение. Сидя. Ноги и руки выпрямлены и соответственно разведены под углом 90 град. Ноги прижаты к полу, стопы вертикальны. Руки сжаты в кулаки. При выполнении упражнений следить за осанкой, за положением рук, ног, головы, глаз.
Упражнения.
Г) Исходное положение то же. В руках держим мяч. Поворот туловища вправо, руки перевести вправо, мяч положить на пол. Вернуться в исходное положение. Повернуться вправо взять мяч,
Вернуться в исходное положение, то же влево. Возможно выполнение упражнения в кругу детей. Мяч передается по кругу руками, возможно ногами.
 
 
 
 
IV Ползание
1
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, ладони обнимают щеки.
Упражнение.
На счет 1-2-3-4 передвижение вперед
На счет 5-6-7-8 передвижение назад
Выполнить 3-4 подхода
 
2
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, ладони обнимают щеки. Колени, стопы зафиксированы.
Упражнения.
А) На счет 1-2-3-4 перемещение на локтях вправо,
     На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение;
Б) На счет 1-2-3-4 перемещение на локтях влево,
     На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение
Выполнять 3-4-подхода в каждую сторону
 
3
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, ладони обнимают щеки. Локти зафиксированы.
Упражнения.
А) На счет 1-2-3-4 передвижение на коленях вправо (стопы на полу),
     На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение;
Б) На счет 1-2-3-4 передвижение на коленях влево (стопы на полу),
     На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение;
 Выполнить 3-4 подхода в каждую сторону
 
4
При хорошо освоенных упражнениях позиции 1, 2, 3 повторяются все с высунутым языком .
 
5
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, кисти рук крестообразно обнимают щеки.
Упражнение.
А) На счет 1-2-3-4 передвижение вперед (выполнять медленно),
     На счет 5-6-7-8 возврат назад
Б) На счет 1-2-3-4 передвижение назад (выполнять медленно),
     На счет 5-6-7-8 возврат назад.
Выполнить 3-4 подхода
 
6
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, кисти рук крестообразно обнимают щеки. Колени, стопы зафиксированы
Упражнение.
А) На счет 1-2-3-4 передвижение на локтях вправо,
     На счет 5-6-7-8 возврат назад;
Б) На счет 1-2-3-4 передвижение на локтях влево,
     На счет 5-6-7-8 возврат назад
Выполнять 3-4-подхода
 
7
Исходное положение. Упор на коленно-локтевые суставы, кисти рук крестообразно обнимают щеки. Локти зафиксированы
Упражнения.
А) На счет 1-2-3-4 передвижение на коленях вправо
     На счет 5-6-7-8 возврат назад;
Б) На счет 1-2-3-4 передвижение на коленях влево,
     На счет 5-6-7-8 возврат назад;
 Выполнить 3-4 подхода
 
7
При хорошо освоенных упражнениях позиции 5, 6, 7 повторяются с высунутым языком
 
8
Исходное положение. Упор на колени и ладони
Упражнения.
 На счет 1-2-3-4 ползание вперед
 На счет 5-6-7-8 ползание назад;
 
 
9
Исходное положение. Упор на колени и ладони
Упражнения.
 На счет 1-2-3-4 перемещение вправо
 На счет 5-6-7-8 перемещение влево
 
10
Исходное положение. Упор на колени и ладони
Упражнение
Ползание «змейкой» между расставленными в ряд предметами (кубики, набивные мячи, кегли)
 
11
Исходное положение. Упор на колени и ладони. Колени и  стопы зафиксированы
Упражнение
А) На счет 1-2-3-4 приставные перемещения руками вправо,
      На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение
Б) На счет 1-2-3-4 приставные перемещения руками влево,
     На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение.
 
12
Исходное положение. Упор на колени и ладони. Ладони (руки) зафиксированы
Упражнение
А) На счет 1-2-3-4 приставные перемещения (приставные шаги коленями)  вправо,
      На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение
Б) На счет 1-2-3-4 приставные перемещения (приставные шаги коленями)  влево,
     На счет 5-6-7-8 возврат в исходное положение.
При этом стопы на полу.
 
13
При хорошо освоенных упражнениях из позиции 8,9, 10, 11, 12 повторить их с высунутым языком
 
14
Исходное положение. Упор на колени и ладони. Упражнение
А) Прогнуться в поясничном отделе с опорой на руки, перейти в упор лужа на бедрах.
Вернуться в исходное положение.
Перейти в сед на пятках с наклоном вперед, руки остаются на полу.
Исходное положение
Упражнение выполняется плавно, плавно переходим из одной позы в другую.
В) Повторить с высунутым языком.
«Кошка лезет под забор»
 
Гармонизация телесных (сенсорных и моторных) функций с вегетативными.
Цель: расслабление рук, плеч, позвоночника и нормализация дыхания.
1.      Упражнение «Воздушный шарик»
            Исходное положение: дети встают и располагаются так, чтобы вокруг каждого из них было свободное место.
            Инструкция: «Представьте себе, что вы большой воздушный шарик желтого и оранжевого цвета. На счет раз-2-3-4 – вы начинаете поднимать руки вверх – надуваться, делая глубокий вдох (через нос). На счет 5 – вы резко опускаете руки вниз – сдуваетесь, делая шумный выдох (через рот)».
            Упражнение повторяется 3-5-7 раз.
2.      Упражнение «Росток»
            Исходное положение: Сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.
            Инструкция: «Представьте себе, что вы маленькие росточки. Только что выросшие из земли. Росток растет вверх, постепенно выпрямляясь и раскрываясь. Я буду помогать тебе расти.
            На счет «раз» - медленно выпрямляем ноги, «два» - ноги продолжают расти, но постепенно «оживают» руки, но пока они висят, как «тряпочки».  На счет «три» - выпрямляем спину; «четыре» - выпрямляем шею, плечи; «пять» - руки поднимаются вверх, ладони раскрываются; вы смотрите на солнышко, тянетесь к нему.»
 Дыхание медленное, свободное.
Тазовый пояс
Упражнение «Рисование ногами»
            Исходное положение: стоя, руки на поясе.
            Инструкция: «На счет раз поставьте правую ногу на носок  вперед. На счет два выполните круговое движение правой ногой в одну сторону (по часовой стрелке), на счет три – в другую сторону (против часовой стрелки), на счет четыре вернуться в исходное положение.
То же самое выполнить левой ногой.
            Упражнение повторить 5-7 раз.
Упражнение «Перешагивание ямок».
            Исходное положение: стоя, руки на поясе.
            Инструкция: «На счет раз сделайте шаг вперед правой ногой, на счет 2 – присядьте,  на счет 3 – встаньте, на счет 4 – вернитесь в исходное положение.  То же \...?...\ с левой ногой. На счет \?/  сделайте шаг вперед левой ногой – присядьте, на счет \?\  вернитесь в исходное положение.   \То же  сделайте шаг левой\?\ ногой в сторону – присядьте, на счет шесть вернитесь в исходное положение. То же сделайте шаг правой\?\ ногой в сторону – присядьте, на счет восемь вернитесь в исходное положение.»
            Упражнение выполнить  4-5 раз.
            (Можно выполнять упражнение с упора на бедра).
 
  Плечевой пояс
Упражнение «Велосипед».
Исходное положение: сидя на стульях, лицом друг к другу, попарно.
Инструкция: «Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони соседа. Представьте, что вы едете на велосипеде и ладони партнера – это педали этого велосипеда, а ваши ладони крутят «педали». По моему сигналу начинайте движение на велосипеде. Внимание, поехали! (Дети совершают круговые движения в парах в течение 10 сек.) Мы доехали до горы – нам нужно въехать в гору, а это требует дополнительных усилий – «педали» сопротивляются, жмем на них сильнее, а крутим медленнее.  Все смогли подняться в гору? Отдохнули (10 сек. = руки опустили, потрясли ими , дети не двигаются \остаются сидеть на месте?\). Начинаем готовиться к спуску. Спускаемся с горы. «Педали» начинают крутиться очень быстро, сопротивление педалей отсутствует. И вдруг на дорогу выскочила кошка, надо затормозить – педали закрутились в обратном направлении, все медленнее и медленнее до полной остановки».
Упражнение «Насос».
Исходное положение: стоя рядом со своими партами, руки опущены.
Инструкция: «Представьте себе, что вы ехали-ехали и прокололи колесо. Что нужно сделать? Достать насос и накачать колесо! Итак, взяли насос в руки (руки перед собой, сжаты в кулаки). На счет раз распрямляем плечи, делаем медленный, глубокий вдох через нос. На счет два накачиваем колесо, ручка насоса идет вниз, резкий выдох через рот.  Постепенно наше колесо надувается, ручка насоса все труднее идет вниз. Мы смогли накачать колесо».
Повторить \?\  3-5-7 раз.
Упражнение «Водокачка».
Цель:
Исходное положение: стоя, руки опущены.
Инструкция: «Разделитесь на пары. Оставшийся без пары подходит к ведущему. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч
И обопритесь ладонями о плечи напарника. Вот так. На счет раз один из вас надавит ладонями на плечи напарника, который \напарник?\ присядет, согнув ноги в коленях. Договоритесь, кто будет надавливать первым, а кто первым присядет.  Договорились? Тогда начали. \..-?\ На счет «два» - оба возвращаются в исходное положение».
3-5-7 раз.
Заключительное упражнение.
           Упражнение «Тряпичная кукла и солдат».
Цель: помочь детям расслабиться в ситуации сильного напряжения с помощью попеременного напряжения и расслабления мускулатуры.
Исходное положение: дети встают и располагаются так, чтобы вокруг каждого из них было свободное место.
Инструкция: «Пожалуйста, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку. Как «живой» солдат. Попробуйте увеличить напряжение в мышцах до очень тяжелого. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь примерно вот так… (ведущий показывает детям эту позу).
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (ведущий показывает детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте. Как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося.
Теперь опять станьте тряпичной куклой…
-- Солдат … (10 сек.)
-- Тряпичная кукла … (10 сек.)
И так еще несколько раз попеременно… (3-5-7 раз).
Теперь встряхните руками, как будто стряхивайте капельки воды».
Следует помнить, что прочное усвоение определенного навыка требует его повторения не сразу, а через тот временной интервал, который поможет сформировать у детей позитивную мотивацию на преодоление собственной опознанной неуспешности в разных проявлениях через сравнение своих результатов.
Это тот примерный комплекс развивающих коррекционных упражнений, который может быть включен в занятия выборочно и в уроки во вспомогательной школе и в дошкольных учреждениях, а при достаточной мотивации родителей может выполняться самостоятельно и в домашних условиях. Комплексы можно выполнять последовательно целиком, а также использовать отдельные упражнения. Также они могут использоваться как дополнение к занятиям ЛФК с инструктором в системе адаптивной физической подготовки. 
Поделиться:

Главное меню

  • Главная
    • А у проблемы есть имя - НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ (НОСИ).
    • Была открыта биологическая основа нарушений обработки сенсорной информации у детей
    • Мозг и сенсорная интеграция
  • Новости
  • Статьи
  • Библиотека
  • Документы
  • Презентации, видеофайлы, аудиофайлы
  • Часто задаваемые вопросы о методе ASI® (теория сенсорной интеграции Джин Айрес)
    • Способы диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей
    • Нарушение, которого не видят, не понимают и не диагностируют
  • Форум

Мы в соцсетях

 

Контактная информация

Контакты по вопросам сотрудничества 

и консультаций Ененковой Л.Н.ПИСАТЬ 

 WA +7(978)109-03-92

Основной новостной канал

МАЯК СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

https://t.me/sensornaya_integraciya

 

статистика

нас читают

Новые обсуждения на форуме

  • Обученные специалисты программы «Оценка нейромоторной готовности к обучению».
  • Список сертифицированных специалистов по сенсорной интеграции
  • Программы по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"
  • Сенсорные игрушки по доступным ценам.
Еще

Copyright ©2013- 2023  Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.