Вы здесь

«Запрет» Фредерика Александера

Весьма часто в эмоциональном порыве во время конфликта или в яростной погоне за достижением цели мы мало кого и что замечаем вокруг и как правило совершаем поступки, о которых в последствии очень жалеем и зарекаемся больше никогда так не поступать, но когда приходит очередной момент, наступаем на одни и те же грабли. Согласитесь, что нам очень не хватает своеобразного «момента осознания» или навыка останавливать себя непосредственно перед началом какого-то действия или движения и осознавать, что же мы делаем в данный момент и стоит ли продолжать.
Фредерик Александер, писал, что для того чтобы научиться, умело владеть своим поведением и телом (Александер считал, что под воздействием стрессовых ситуаций человек часто принимает неестественные позы. При длительных стрессовых ситуациях мы постепенно перестаем их замечать, и они фиксируются), нужно прежде всего наложить запрет (или задержать) на свои привычные, инстинктивные реакции на конкретные раздражители. Остановившись на миг перед тем, как совершить действие, мы успеем задействовать свои мыслительные способности, чтобы решить, какой способ будет наиболее эффективным и подходящим для совершения этого действия. Это жизненно важный шаг к обретению свободы выбора на каждом уровне.

 

Перед тем как мозг будет использован в качестве инструмента совершения действия, он должен быть использован как инструмент бездействия. Способность задержать (отложить) свои реакции до того, как мы адекватно подготовимся,— именно это подразумевается под термином «запрет».
Эта пауза перед действием не имеет ничего общего с понятием «заледенеть» или «подавить», так же как и с медленным выполнением действия.
Если мы хотим изменить свои привычные реакции на конкретные стимулы, нужно сознательно решиться на то, чтобы перестать действовать согласно своим прежним автоматическим бессознательным моделям: это означает, что мы должны сказать «нет» своим укоренившимся привычкам.

 

Наложив запрет на первейшее инстинктивное побуждение, мы получаем возможность принять совершенно отличное решение. Запрет — это существенная и неотъемлемая составляющая методики Александера. Сам он дает такое определение запрета: «Итак, запрет — это особая реакция на конкретный стимул. Мало кто согласится с этим определением. Легче думать, что речь идет о том, как лучше сесть на стул или встать с него. Но это неверно. Основным решением ученика должно являться то, что он вообще согласен делать, а что — нет».

 

Существует много старинных поговорок и пословиц по поводу того, как важно подумать, прежде чем действовать:
• Не зная брода, не суйся в воду.
• Семь раз отмерь, один раз отрежь.
• Утро вечера мудренее.
• Поспешишь — людей насмешишь.
• Быстро—не значит хорошо.
• Сначала подумай, потом скажи.
• Следуй голосу разума (греческая поговорка).
• Поспешность—враг успеха.

Если вы можете удержаться от привычных поступков, то вы на полпути к успеху. Удержаться от какого-то поступка — уже само по себе поступок, такой же, как действие, потому что в обоих случаях задействована нервная система. Кроме того, возможно и желательно наложить запрет на все вредные привычки и тенденции не только перед совершением конкретного действия, но и в любое другое время. 

Упражнения

1. Каждый раз, как зазвонит телефон или позвонят в дверь, подождите секунды две, прежде чем ответить или открыть. (Это может оказаться труднее. Чем кажется.)

2. Если окажетесь, вовлечены в жаркую дискуссию или спор, постарайтесь сосчитать с десяти до одного перед каждым ответом. (Помимо того, что это полезная практика запрета, вы сможете еще раз обдумать, — что хотели сообщить.)

3. Вовремя самого простого действия — чистки зубов, например, или умывания — остановитесь на миг и проверьте, нет ли в теле ненужного напряжения. Если будете проделывать это каждый день в течение недели, вы обнаружите, что область повышенного напряжения всегда одна и та же. Постарайтесь по возможности снять это напряжение и продолжайте свое занятие, стараясь понять, ощущаете ли вы изменения; 

4. Выполните следующие действия: 
а) Поставьте стул перед зеркалом.

б) Встаньте со стула и сядьте снова, как вы это делаете обычно, и подумайте, нет ли каких-то определенных тенденций (т. е. чего-то, что повторяется каждый раз). Не огорчайтесь, если это вам не удастся.

в) Сделайте то же еще раз, только на этот раз повремените секунду-две перед каждым повтором, пока сознательно не откажетесь от привычной манеры садиться и вставать со стула. Вскоре вы убедитесь, что есть множество способов выполнения этих простых действий.

г) Подумайте, есть ли разница между прежним и новым способами садиться и вставать. (Вы можете заметить это различие в зеркале или почувствовать разницу на сенсорном уровне.) Возможно, вам потребуется несколько раз выполнить эти упражнения, чтобы добиться результата.

 

Овладев техникой «запрета», мы будем способны уже не проявлять реакций на инстинктивном уровне. Воспользовавшись тысячной долей секунды, мы оценим ситуацию и решим — а есть ли необходимость в столь предельной реакции? Может быть, «отделаемся» недолгой рефлекторной паникой? Зачем мобилизовать весь организм по сигналу «Тревога!» — если раздается лишь телефонный звонок? Оставим предельную реакцию на тот случай, когда нам выпадет встреча с диким зверем...

Если всякий раз, когда вы готовы ринуться вперед, вы прежде прибегнете к «запрету», у вас появится возможность перевести дыхание — мгновение, чтобы собраться с мыслями и сознательно оценить, что вы делаете. А тогда вы сможете подвергнуть проверке мотивы, побудившие вас взяться за эту конкретную задачу, обдумать, как ее надо выполнять, что последует за ее выполнением и что вы чувствуете, взявшись за эту задачу. Все это займет какую-то долю секунды — вам незачем усаживаться и часами взвешивать ваше начинание. Речь идет просто о коротенькой паузе перед действием, когда вы убеждаетесь, что вы и в самом деле намерены сделать этот шаг.

Использованная литература:
1. "Руководство по телесно-ориентированной терапии" Составитель: Якубанеце Б.
2. «Александер-метод. К здоровью через естественную осанку» Крейз Р.
3. «Man's Supreme Inheritance» (1946, 3rd Edition) Alexander F.M. 

© Михаил Мархинин

Поделиться: