Вы здесь

(CARD) Центральное нарушение обработки слуховой информации

Когда говорят о слуховых нарушениях, большинство из нас обычно имеет в виду способность определять наличие звука. Однако это только одна часть процесса, который происходит в слуховой системе. Есть много детей, имеющих другие типы слуховых нарушений – например, трудности восприятия речи в окружающем шуме, понимания устных команд и инструкций, обучения новым словам или иностранным языкам. Эти слуховые нарушения мешают детям развивать речевые навыки, успешно учиться, эффективно общаться.
 
Проблемы этих детей часто расцениваются как дефицит внимания, нарушение поведения, недостаток мотивации. Ребенок в результате получает неадекватную медицинскую помощь, не направленную прямо на его «слуховое» нарушение.
Слушание представляет собой сложный процесс, включающий преображение звуковых стимулов в нервные импульсы в ушах, передачу нервных импульсов по слуховому нерву к мозгу, восприятие и обработку звуковых сигналов мозгом, а также сознательное восприятие звуков.
Нарушения слуха, возникающие при патологии мозга, могут испортить жизнь ребенку, если их не лечить; однако, диагностика и лечение центральных («неврологических») слуховых нарушений у детей редко осуществляется.
Распространение центральных («неврологических») нарушений слуха у детей составляет не менее 7%, то есть встречается у каждого пятнадцатого ребенка, причем у мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. Несмотря на такую статистику, диагностикой и реабилитацией подобных нарушений в развитых странах начали заниматься только в последнее десятилетие, когда появилась соответствующая диагностическая техника. В настоящее время усилия врачей направлены не только на диагностику состояний, вызывающих нарушения слуха, но и на выявление слуховых проблем ребенка, их лечение и устранение.
Центральные нарушения слуха отоларингологи не лечат – таких детей направляют к невропатологу, но без обследования на специальных приборах невропатолог не может поставить диагноз. У взрослых пациентов центральные нарушения слуха крайне редки и сопровождают тяжелую патологию: инсульты, опухоли мозга, огнестрельные раны, когда главное – спасение жизни больного, а нарушениям слуха уделяется минимум внимания. Совсем другая ситуация в детской неврологии. Родовые травмы, гипоксия во время беременности и в родах, нарушения кровоснабжения мозга и другие патологические состояния в начале жизни ребенка часто грубо нарушают работу центральной слуховой нервной системы и чреваты возникновением нарушений слуха.
Как проявляются «неврологические» нарушения слуха?
Перечислим некоторые из наиболее часто встречающихся слуховых симптомов у детей с «неврологическими» нарушениями слуха(вы с ними знакомы по пилотному абзацу):
  • Трудно слушать собеседника, если вокруг шумят.
  • Трудно поддерживать длинные беседы.
  • Трудно разговаривать по телефону.
  • Трудно обучаться иностранному языку, воспринимать и запоминать сложные словарные слова.
  • Трудно воспринимать устную информацию (дефицит слуховой памяти).
  • Трудно делать заметки, записывать лекции со слуха.
  • Трудно концентрировать слуховое внимание в окружающем шуме.
  • Трудно выполнять устные инструкции, состоящие из нескольких пунктов.
  • Трудно направлять, поддерживать или разделять внимание.
  • Трудно овладеть чтением.
  • Трудно перерабатывать невербальную информацию (например, воспринимать музыку).
Как определяется «неврологическое» нарушение слуха?
Прежде всего, для постановки такого диагноза следует исключить обычное нарушение слуха, то есть проконсультироваться у отоларинголога. Если отоларинголог не находит патологии, проводится специальное исследование. Врачу нужны сведения о медицинском, образовательном развитии ребенка, результаты специальных тестов и электрофизиологических исследований, а также вспомогательных методик (таких, как допплеровское исследование кровотока мозга, электроэнцефалография, нейроизображение и др.). «Неврологические» нарушения слуха также выявляются с помощью специальных тестов, разработанных для оценки различных слуховых функций мозга.
Какие стратегии используются для коррекции и лечения детей с «неврологическими» нарушениями слуха?
Конкретный набор процедур и их порядок зависят от ряда факторов: природы «неврологического» нарушения слуха, возраста ребенка, доступности ресурсов. Кроме основного лечения у невролога, проводится коррекция нарушения слуха. Здесь можно выделить три направления: улучшение восприятия ребенком слуховой информации; улучшение когнитивных и речевых умений ребенка; улучшение качества слухового сигнала. В развитие и внедрение программ коррекции и лечения «неврологических» слуховых нарушений у детей следует вовлекать родителей, учителей, дефектологов и других специалистов.
Хочется особо заметить, что развитие передовых концепций понимания неврологической патологии позволяет надеяться, что вскоре мы не будем ставить синдромальные, описательные, диагнозы такие как ММД, ДЦП и т.д. В частности, понятие центрального нарушения слуха, позволит, простите за грубость, не сваливать значительную часть случаев в огромную кучу под названием СДВГ.

Теги: 

Поделиться: